Отечественные санитарные автомобили: известные, забытые и «секретные»
Страница 1 из 1
Отечественные санитарные автомобили: известные, забытые и «секретные»
[size=32]Отечественные санитарные автомобили: известные, забытые и «секретные»
[/size]
Первыми полностью отечественными санитарками стали, видимо, автомобили Русско-Балтийского вагонного завода. К созданию таких машин подстегнула Первая мировая война. До нее в русской армии была всего пара (!) санитарных автомобилей
Сам рижский завод сделал лишь одну карету скорой помощи на шасси «Руссо-Балта С24/40». Зато несколько десятков машин на рижских шасси создали в Автомобильной Учебной роте в Санкт-Петербурге под руководством тамошнего врача Е. Ф. Климовича. В бесхитростных деревянных кузовах сделали подвесные носилки. Такое решение будут применять на армейских санитарках еще несколько десятилетий. Медицинские автомобили на шасси «Руссо-балтов» разных моделей выпускали и иные российские кузовные фирмы.
Полугусеничный автомобиль времен Первой мировой. Машина на шасси «Руссо-Балта» серии С принадлежала авто-санитарной колонне имени Наследника Цесаревича
Первой действительно серийной отечественной санитаркой стал автомобиль на базе 35-сильного грузовика АМО-Ф15. Завод разработал конструкцию уже в 1925-м и выпускал медицинские фургоны партиями. Аналоги на стандартных шасси делали различные предприятия в разных уголках СССР. Такая схема постройки санитарных автомобилей существовала, кстати, не только в 1920-х, но и в 1930-х годах. Большинство машин, работавших в СССР, выпускали небольшие авторемонтные заводы или мастерские. Как правило, использовали стандартные шасси полуторок ГАЗ-АА. Встречались автомобили и на базе легковых ГАЗ-А. Стандартная конструкция — деревянный каркас с обшивкой из стального листа. Как правило, машины имели довольно неказистый вид, но в московской скорой помощи работали и довольно элегантные модели, построенные тоже на базе полуторок.
Ранний санитарный АМО-Ф15, изготовленный для Мосздрава
Московская скорая СП-36, сделанная на шасси полуторки, отличалась симпатичным кузовом
Сам Горьковский завод изготовил первый санитарный прототип в 1935-м, а серийное производство ГАЗ-55 начал в 1938-м. Автомобиль вмещал до четырех носилок или десять сидячих больных. Машина имела удлиненные, более мягкие, рессоры и даже гидроамортизаторы от легкового ГАЗ-М1. Отапливалась санитарка теплом выхлопных газов. Машина с 55-сильным двигателем едва достигала 60-65 км/ч. Что, впрочем, по тем временам, было не так уж мало. ГАЗ-55 не вытеснили конструкции мелких предприятий, поскольку ГАЗ санитарок делал относительно немного — до 1950-го изготовили всего 12 244 автомобиля. Во время войны ГАЗ-55 выпускали в упрощенном варианте, в частности на стандартной подвеске.
Серийный ГАЗ-55 военного времени с упрощенными крыльями и одной фарой
Еще более простым был ЗИС-44 военного времени, который представлял собой деревянную с брезентовой крышей будку, установленную на стандартное шасси трехтонки ЗИС-5.
С 1950-го основным санитарным автомобилем СССР стал ГАЗ-653, переименованный после передачи в 1952-м производства в Павлово-на-Оке ПАЗ-653. За кабиной ГАЗ-51 стоял отдельный дерево-металлический с дерматиновой крышей модуль, куда можно было усадить 13 пассажиров или установить до четырех носилок. Подвеска ПАЗ-653 была более мягкой, чем у грузовика. Для военных делали и вариант на полноприводном шасси ГАЗ-63. ПАЗ-653 сняли с производства в 1958-м. Медики стали получать более удобные для повседневной работы автомобили.
Самый массовый санитарный автомобиль 1950-х — ПАЗ-653 на шасси ГАЗ-51 с мотором в 70 л.с. С 1952 по 1958 гг. сделали 11 550 таких машин
КРЕМЛЕВКА ДЛЯ НАРОДА
Впрочем, более комфортные, маневренные и быстрые санитарки появились еще в 1930-х, но делали их на базе представительских моделей Завода Имени Сталина. ГАЗ-М1 на роль санитарного автомобиля явно не подходил, а вот ЗИС-101С с рядным восьмицилиндровым мотором мощностью 90 л.с. выпускали серийно, хотя и в небольших количествах. Для носилок в задней стенке сделали люк (у стандартного 101-го крышки багажника не было). Послевоенный аналог — ЗИС-110А, построенный на базе роскошного по тем временам лимузина ЗИС-110, вместо крышки багажника получил дверь, как у более поздних хэтчбеков.Санитарный ЗИС-101С на базе представительского седана — предвоенного флагмана советского автомобилестроения
ЗИС-110 с рядной «восьмеркой» мощностью 140 л.с. был не только правительственным лимузином, такси, но и каретой скорой помощи
Санитарных автомобилей, тем более легковых, в стране постоянно не хватало (со второй половины 1950-х в СССР поставляли чешские Skoda 1201 и 1202), поэтому компанию ЗИСу составил ЗИМ ГАЗ-12. Носилки, опять же, задвигали в машину через крышку багажника, навешанную у медицинской модификации на внешних петлях. Рядом с больным могли сидеть два медика, а запасное колесо спрятали за левой задней дверью.
ГАЗ-12Б ЗИМ серийно выпускали с 1950 по 1961 гг.
ЗИСы и ЗИМы работали вплоть до второй половины 1960-х, когда их окончательно вытеснили более дешевые и практичные машины.
ПОМОЩЬ НА ДОМУ
Массовое послевоенное производство относительно недорогих легковых автомобилей и рост городов, особенно спальных районов на окраинах, обусловили появление еще одного класса санитарок — «Москвичей» всех моделей, начиная с 400-го. Лежачего больного в такой машине, разумеется, не перевезти, зато врач на дом приедет, а не придет. Как и в «настоящих» санитарных машинах, в салонах «Москвичей» была легко моющаяся обивка, а вот специальной окраски не было.Полноприводный санитарный УАЗ-450А серийно производили с 1958 г. Несколько лет, начиная с 1961-го, выпускали и моноприводный вариант УАЗ-451А
Для перевозки носилок не годилась ни «Победа» (попытки сделать такой автомобиль предпринимали, но не на ГАЗе), ни стандартная «Волга». Но в конце 1950-х УАЗ и РАФ стали выпускать микроавтобусы — наиболее просторные, удобные и для пациентов, и для медиков санитарные автомобили. А полноприводный УАЗ-450А, пусть и не очень комфортный с точки зрения подвески, проезжал там, где иной медицинский автомобиль пробраться просто не мог.
Один из самых массовых санитарных автомобилей 1960-х — созданный на «волговских» узлах РАФ-977И
С 1961-го в ряды санитарных моделей влилась «Волга» ГАЗ-22Д с кузовом универсал. В ней рядом с больным тоже размещались два медика, был подвод теплого воздуха в медицинский отсек, а запаска, как и у ЗИМа, стояла за левой задней дверью. Все последующие модели «Волги» — универсала имели санитарные модификации. А запаску, начиная с ГАЗ-24-03, располагали уже под полом, увеличив полезный объем автомобиля.
Автомобиль скорой медицинской помощи — «Волга» ГАЗ-22Д
Санитарную «Волгу» ГАЗ-24-03 делали с 1972 года
Медицина развивалась быстрее отечественного автомобилестроения. В конце 1970-х из СССР в финский город Тампере поступил заказ на создание модификации РАФ-2203 — реанимобиля с высокой крышей. Фирма Tamro его изготовила и наладила производство. Позднее аналог — РАФ-2914 — освоил и сам рижский завод. Финны, кстати, сделали также высокую «Волгу» и УАЗ. Но такие автомобили изготовили в очень небольших количествах.
РАФ-22031 «Латвия» — предсерийный образец
Реанимобиль РАФ-2203 Tamro и высокий вариант санитарной «Волги», построенный финнами
Когда РАФ уже мучительно умирал, а ГАЗ стремительно завоевывал страну «Газелями», в том числе санитарными, завод «Москвич», в поисках применения своим уже слабеющим силам, создал прототипы высокого санитарного универсала на базе «Москвича-2901». Образцы делали вплоть до начала 2000-х, но в серию автомобиль так и не пошел.
Медицинский автомобиль на базе «Москвича-2901» серийным не стал
ОТГАДКИ И ЗАГАДКИ
Наконец, в СССР существовало немало санитарных автомобилей, о которых редко писали в журналах и не упоминали в отраслевых справочниках автопрома. Скажем, санитарный ЛАЗ-695Б, созданный в 1960-м по заказу военных. Вообще-то, санитарные автобусы не были новостью. Еще во время войны в таковые переделывали предвоенные городские ЗИС-16. Существовал и санитарный вариант ПАЗ-672. Но ЛАЗ был заднемоторным, поэтому для носилок пришлось сделать люк в правой части передней стенки машины. Интересно, что некоторое время люки делали и на серийных ЛАЗах — на случай санитарного применения во время войны.
Санитарный автобус на основе ЛАЗ-695Б изготовили по заказу военных в 1960-м
Несколько санитарок сделали и на базе зиловских люксовых микроавтобусов ЗИЛ-118, носивших сначала имя «Юность» и выпускаемых отдельными экземплярами с 1961 г. Завод хотел развернуть серийное производство таких машин и демонстрировал их возможности в разных профессиях. Два ЗИЛ-118А со 150-сильным мотором V8 и подъемной средней частью крыши на кожаных мехах сделали в 1968-м для главной больницы СССР. Лишь через десять лет изготовили следующие две санитарки — ЗИЛ-118КА с высокой крышей, а в 1984-м еще три машины с низкой — ЗИЛ-118КС. Некоторые автомобили вовсе не обслуживали «кремлевку», а работали на одной из обычных московских станций скорой помощи.
Два ЗИЛ-118А с крышей, поднимающейся по принципу мехов аккордеона, начинили самой современной аппаратурой и отправили работать в кремлевскую больницу
А вот «Чайки"-универсалы делали исключительно для 4-го главного управления Минздрава, обслуживающего руководителей партии и государства. Горьковский завод старательно и успешно открутился от хлопотного заказа, поэтому разработкой и производством ГАЗ-13С занимался РАФ. Черные — без специальной окраски и красных крестов — машины со 195-сильными моторами делали в Риге из стандартных седанов, изготавливая крышу, заднюю дверь, другие детали. Запасное колесо удалось пристроить, опять же, только за левой задней дверью.
Санитарный ГАЗ-13С «Чайка» производства РАФ
Две машины с кузовами фургон прямого отношения к нашей теме не имеют, но не упомянуть их невозможно. Фургоны с кондиционерами сделали для Вьетнама. На машинах (одна — запасная) в случае войны предполагали вывозить из мавзолея в горное хранилище тело основателя компартии Вьетнама Хо Ши Мина.
Два таких фургона на основе ГАЗ-13С изготовили для Вьетнама
После ГАЗ-13 на РАФе сделали несколько ГАЗ-РАФ-3902 — высоких универсалов на базе ГАЗ-14. Ветераны РАФа вспоминали, что один такой автомобиль, окрашенный в белый цвет, отправили на Кубу для кортежа стареющего Фиделя Кастро.
ГАЗ-РАФ-3920 построили, видимо, всего в пяти-шести экземплярах
В кортеже нашего еще более стареющего генерального секретаря ездили универсалы на базе «членовозов» — огромных лимузинов ЗИЛ. Таких машин модели ЗИЛ-41042 сделали всего четыре — две на базе ЗИЛ-4104 и две на основе ЗИЛ-41047.
Самая мощная и быстрая советская санитарка — ЗИЛ-41042 с 315-сильным двигателем была создана для кортежа первого лица СССР
Теперь правительственные санитарки, разумеется, очень высоко ценят коллекционеры. Обычных линейных машин сохранились единицы, в плачевном, как правило, состоянии. Впрочем, некоторые автомобили уже воссозданы, иные — в работе. Желаю здоровья их реставраторам, да и всем остальным, конечно!
https://auto.mail.ru/article/59253-otechestvennye_sanitarnye_avtomobili_izvestnye_zabytye_i_sekretnye/
Похожие темы
» БЫТОВАЯ ТЕХНИКА: ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ БРЕНДЫ-ОБОРОТНИ И ИНОСТРАННЫЕ ЗАВОДЫ В РОССИИ
» ГДЕ ЖИВУТ ИЗВЕСТНЫЕ ДИЗАЙНЕРЫ ОДЕЖДЫ
» Модные строители: как марки, известные своей одеждой, стали строить дома
» Cколько на самом деле стоят автомобили Lada: названы цифры
» Самые-самые автомобили Женевы: лучшее Для того, чтобы вы не упустили самое важное и интересное, мы подготовили итоговый рейтинг новинок
» ГДЕ ЖИВУТ ИЗВЕСТНЫЕ ДИЗАЙНЕРЫ ОДЕЖДЫ
» Модные строители: как марки, известные своей одеждой, стали строить дома
» Cколько на самом деле стоят автомобили Lada: названы цифры
» Самые-самые автомобили Женевы: лучшее Для того, чтобы вы не упустили самое важное и интересное, мы подготовили итоговый рейтинг новинок
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения