Форум ООП Движения Научный Союз
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Самые необычные советские автобусы

Перейти вниз

Самые необычные советские автобусы Empty Самые необычные советские автобусы

Сообщение автор Admin Ср Фев 10, 2016 9:12 pm

Привыкли думать об автобусах, как об унылых железных коробках с сиденьями? А ведь и среди них попадались очень интересные модели

Начать с машины, водитель которой сидел... на втором этаже. Конечно, двухэтажные автобусы известны давным-давно. К слову, такую конструкцию отработали еще на омнибусах на конной тяге. Но умельцы из отечественного НАМИ создали в 1972-м НАМИ-0159, где для шофера на втором этаже построили небольшую остекленную кабину. Машина имела три оси и бензиновый мотор V8. В серию удивительный агрегат не планировали — отрабатывали самые смелые идеи, но вместимость такого автобуса, по сравнению со стандартными, выросла почти на 30%. А ведь это и есть главная задача создателей автобусов.
Самые необычные советские автобусы 3ce4aea213f611892a2fe85668391f98_orig











Экспериментальный НАМИ-0159 1972 г. с рабочим местом водителя на втором этаже

Двухэтажные машины у нас так и не прижились. Для советских дорог и предельной загруженности (те, кто постарше, хорошо помнят вечную давку в городских машинах) они оказались малопригодны. В 1960-е в Москве в качестве эксперимента пустили пару машин из ГДР, но на этом все и закончилось. Однако еще в 1938-1939 гг. сделали десять двухэтажных троллейбусов ЯТБ-3. Машины скопировали с британских English Electric и оснастили 75-киловаттным двигателем. И водителям, как оказалось, было очень тяжело с ними управляться. Последний ЯТБ-3 работал в Москве до 1948-го. Но с тех пор подобных машин в СССР не строили.
Самые необычные советские автобусы Aaa9a2823712d64c2e7bd7f5f9c21557_orig











Первый и последний советский двухэтажный троллейбус ЯТБ-3 построили на основе британского образца

Если пассажирский вагон нельзя наращивать в высоту, то логично его удлинить. Еще до войны в Ленинграде начали делать машины АТУЛ на растянутом шасси ЗИС-8. Их наращивали на два с лишним метра и оснащали серийным 6-цилиндровым мотором в 73 л.с. Чтобы компенсировать повышенную нагрузку, ставили вторую заднюю неведущую ось. Ну а рекордсменом предвоенных лет стал ЯА-2, справедливо прозванный «гигантом». Машину длиной 11,5 м построили в единственном экземпляре на трехосном ярославском шасси, опять же в Ленинграде. Автобус вмещал 80 пассажиров, из них 52 могли сидеть. Пригодного отечественного двигателя не было, и на ЯА-2 поставили 103-сильный Hercules. А тормоза-то действовали лишь на заднюю пару осей, причем были механическими!
Самые необычные советские автобусы 1e7acf51bb099fc02e7818f5b7249aac_orig











Ленинградский Л-III на удлиненном шасси ЗИС с третьей неведущей осью

Самые необычные советские автобусы 53b2da434f6895a058e9cd52354c9be0_orig











Громадный ЯА-2 — плод трудов Ярославского и Ленинградского заводов — сделали в единственном экземпляре

Такую штуку было не только сложно и дорого изготовить, для езды по советским городам она была, конечно, малопригодна. Более простым и дешевым решением казались пассажирские прицепы. Они хоть как-то решали проблему недостатка не только машин, но и водителей. С такими конструкциями экспериментировали с середины 1930-х до 1960-х гг. Главной проблемой автопоездов стало обеспечение нормальной управляемости, да и маневренность, опять же, оставляла желать лучшего. На ЛАЗе даже построили прототип, представляющий собой два соединенных автобуса с синхронизированными органами управления.
Самые необычные советские автобусы Ba28991c5f87bf8426d358b4701fb7aa_orig











ЗИС-8 с пассажирским прицепом испытывал в 1930-х Московский институт городского движения (НИИГД)

Самые необычные советские автобусы 4bd66fe9094c33b19894c1e33108197a_orig











ЗИЛ-158 с прицепом 2-ПН-4 производства московского завода «Аремкуз»

Самые необычные советские автобусы 2da0face4800e993cbc9b1eba2b3e71e_orig











Опытный ПАЗ-671А с прицепом ПАЗ-750

Самые необычные советские автобусы Fd8a9bcdca14edfeaa026e47342c48b6_orig











Активный пассажирский автопоезд, построенный на основе ЛАЗ-695М

Еще одним средством увеличения вместимости стали полуприцепы, работающие с обычными седельными тягачами. Они, кстати, некоторое время использовались в аэропортах.
Самые необычные советские автобусы Ed949c5af89707a965fc23a037cf9b4d_orig











Одесский полуприцеп ОдАЗ-869 сделали на основе кузова львовского автобуса

Ну а первая советская серийная «гармошка» появилась в 1959-м в виде троллейбуса ТС-1 длиной почти 18 м. В нее влезало аж 220 человек, при этом сидячих мест было всего 45. Через три года в Ликино построили прототип ЛиАЗ-5Э676 длиной 15 429 мм. Но до серийного производства отечественных «гармошек» оставалось еще три десятка лет. Кстати, первенцем, по сути, стала машина почти забытой теперь ликинской марки «Альтерна».
Самые необычные советские автобусы 08da751fbe02548f99a760e90016ef94_orig











Первая советская серийная «гармошка» — троллейбус ТС-1 производства московского СВАРЗа

Самые необычные советские автобусы C06cd42a3086f764aa27d013560be72e_orig











Прототип сочлененного автобуса ЛиАЗ-5Э676 еще на базе модели ЗИЛ (ЛиАЗ)-158

ДРУГОЙ ТЯГОЙ

Электромобили и гибриды изобрели вовсе не в ХХI веке и даже не в двадцатом. Инженер Ипполит Романов построил электрический омнибус в 1899 г. Вполне экологичная машина имела два электромотора Siemens — по одному на каждое заднее колесо. Были даже планы открыть в столице империи регулярное движение электробусов.

Самые необычные советские автобусы 0b260996d98e40556cced2bb8d9c7923_orig











Электробус Ипполита Романова, 1899 г.

Еще один электробус российской марки «Дукс» служил в столичной гостинице «Бристоль». Писали, что запас хода составлял 60 км. После близкого общения с современными электромобилями верится с трудом.
Потом об электричестве надолго забыли. А в 1930-х увлеклись газогенераторными установками. Двигатели таких машин работали на угле или древесных брикетах. Подобные грузовики выпускали серийно, экспериментировали и с автобусами. Существовали прототипы с отдельной газогенераторной установкой, стоящей на прицепе или просто притороченной к задней стенке пассажирской машины.

Самые необычные советские автобусы 9575cd88254c8c727778e16b4e89accf_orig











Городской ЗИС-16 с газогенераторной установкой

К электричеству (правда, в несколько иной форме) вернулись в 1946-м. У серийного ЗИС-154 — послевоенной новинки — был дизельный двигатель ЯАЗ-204 с электротрансмиссией. Выпускали столь сложные машины недолго и сделали всего 1165 штук. Подобная конструкция была и у опытного четырехосного ЛАЗ-360Э 1970 г.
А в 1958-м на московском троллейбусном заводе на основе кузова троллейбуса СВАРЗ-ТБЭС соорудили электробус, который работал в аэропорту Внуково.
Идеи альтернативных двигателей постоянно будоражили умы конструкторов. В 1950-х всерьез работали над автомобильными газовыми турбинами (кстати, в них верили не только в СССР). Десятиместный (все остальное пространство занимала аппаратура) автобус на основе ЗИЛ-127 с газовой турбиной Турбо-НАМИ-053 создали в 1959-м. Это чудо мощностью 360 л.с. способно было развить 160 км/ч!

Самые необычные советские автобусы Ec0e3e62d6793e71c66804995dedb04c_orig











Экспериментальный Турбо-НАМИ-053 к серийному производству не планировали

НА КУЛЬТУРНОМ ФРОНТЕ

Помимо прозаичной работы на городских улицах и провинциальных ухабах, автобусы выполняли и иные задания, как говорили в былые времена: «на культурном фронте».

Самые необычные советские автобусы 09b636d39ada3e1ffee27724794dd860_orig











Курортный автобус на основе ЗИС-8 тифлисского предприятия с забавным названием «Закавтопромторг»

Автобус — кабриолет? Да-да! Такие машины делали вплоть до конца 1960-х. Сначала их производили главным образом на шасси ЗИС-5. После войны типовую конструкцию ГЗА-654 разработал на базе знаменитого ГЗА-651 Горьковский завод. Но строили такие автобусы, в основном, специализированные предприятия на юге, где надо было возить курортников.
Самые необычные советские автобусы B2ef949bc16cd02423e610b10385b99a_orig











Такие автобусы на основе ПАЗ-651 долго делали в Сочи

Неким отголоском автобусных кабриолетов стал прототип открытой «Газели», который показывали на выставках конца 1990-х. Но представить себе автобус-кабриолет в нынешней жизни трудно.
Самые необычные советские автобусы 62627d4a8cc2291e6c34d3df3be6e18a_orig











Очень редкий представитель курортного племени — автобус на шасси ГАЗ-51 алма-атинского авторемонтного завода

Вторая армия культурного фронта занималась менее романтичной, но совершенно удивительной по нынешним меркам деятельностью. Трудно представить теперь, что в далекую деревню приезжает кинопередвижка (в переводе на современный язык — киноустановка, показывающая фильмы через отверстие в стене сельского клуба, а то и просто на улице), клуб, библиотека, магазин и даже парикмахерская. А в 1950-е — 1960-е годы автобусы для этих целей на шасси ГАЗ-51 и ГАЗ-53 делали множество заводов по всей огромной стране. Большинство этих предприятий подчинялось не Минавтопрому, а иным ведомствам, отвечающим за культурный досуг и бытовое обслуживание.
Самые необычные советские автобусы Dc336beb7845332568311118980265f6_orig











Автоклуб «Кубань-Г4К»

Самые экзотические автобусы под маркой «Кубань» делал довольно большой завод в Краснодаре. Среди его продукции были даже передвижной краеведческий и голографический музеи. В эстонском Тарту, знаменитом своим университетом, тоже выпускали самые разные машины, в том числе пассажирский автобус со съемными сиденьями, вместо которых можно было установить стеллажи и вешалки для перевозки одежды.
Самые необычные советские автобусы 07c6f938fd038ec4d5cb2b4ac9668c34_orig











«Тарту-23» 1968 г. можно было легко переделать из пассажирской машины в фургон для перевозки одежды

ВАХТОВЫМ МЕТОДОМ

Наконец, в стране, где понятие «дорога» всегда было условным, не могли не родиться полноприводные автобусы. В первую очередь они понадобились, конечно, военным. А распространились после освоения горьковским заводом грузовика ГАЗ-63. Именно на этом шасси, а потом на базе ГАЗ-66, и делали полноприводные модификации мелкие заводы Министерства обороны, а также Курганский автобусный.

Самые необычные советские автобусы 9f3f8549456b12701bd241d06ede5760_orig











АПП-66 производства одного из заводов Министерства Обороны соорудили на шасси грузовика ГАЗ-66

Самые цивилизованные машины выпускал Павловский Автобусный Завод. В 1972-м наладили серийное производство ПАЗ-3201 со 115-сильным двигателем V8 объемом 4,25 л на базе известного ПАЗ-672. Полноприводный ПАЗ-3206 следующего поколения и сегодня числится в гамме предприятия.
В ряду более экзотических машин были страшненькие армейские автобусы 38АС и АПП-66, а также автобус на трехосном шасси ЗИЛ-157, сделанный некогда Тосненским автобусным заводом, возможно, в одном экземпляре.

Самые необычные советские автобусы D3beb582374ab6db41f23ebcfd3e3bff_orig











Трехосный «ГАРО-Тосно» на шасси ЗИЛ-157 с кузовом, построенным на основе автобуса ЛАЗ

Ну а самые простые автобусы — так называемые вахтовки, представляющие собой пассажирские модули на шасси грузовика: от компактного УАЗа до огромных Урала и КамАЗа. Шасси далеко не всегда выбирали полноприводные, модули, как правило, имели отопление, существовали даже северные (утепленные) и южные версии. Будки на основе грузовиков годами, как могли, компенсировали нехватку автобусов. Но нынче вахтовки на обычных неполноприводных шасси практически изжили себя, а вот полноприводные полуавтобусы по сей день не потеряли актуальности. Они нужны нефтяникам, газовикам, да и вообще кое-где полноприводный автобус по-прежнему едва ли не единственное средство сообщения...
Самые необычные советские автобусы 0667edb036ca0ef55f719399a55ca490_orig











Полноприводная вахтовка МВГ-03 псковского производства

https://auto.mail.ru/article/59259-samye_neobychnye_sovetskie_avtobusy/

Admin
Admin

Сообщения : 1773
Дата регистрации : 2015-05-15

https://nauchnii-soyuz.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения