СТРАСТИ ПО МАВЗОЛЕЮ
Страница 1 из 1
СТРАСТИ ПО МАВЗОЛЕЮ
СТРАСТИ ПО МАВЗОЛЕЮ
интересные фото по ссылке http://tzarevich.sitecity.ru/stext_0108120130.phtml
ПОХОРОННАЯ ЛИХОРАДКА
Детская болезнь антиленинизма обостряется в России два раза в год: в районе 22 апреля и 21 января. Основной симптом заболевания – похоронная лихорадка. Одни стонут и причитают: «Не по-христиански погребён Ильич. Надо бы его зарыть в могилку на кладбище, как принято на Святой Руси». Другие дико вращают глазами и страшно скрежещут зубами: «Взорвать капище, сжечь сатану!!!». Болезнь с трудом поддаётся лечению. Некоторые формы вовсе неизлечимы.
Почему болезнь «детская»? Жившие при советской власти, конечно, помнят работу Ленина «Детская болезнь «левизны» в коммунизме». И в названии похоронной болезни кроется элемент иронии. Дело однако ещё и в том, что болящие обнаруживают кругозор учащихся средней, если не начальной школы. Нередко воскресной школы.
Наверное, именно учащиеся воскресной школы утверждают, будто мавзолей Ленина построен по образцу алтаря Зевса в Пергаме. Некоторые толкователи Апокалипсиса считают, что именно к этому храму относятся слова: «И Ангелу Пергамской церкви напиши... знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны» (Откр 2:12, 13). Другие, правда, толкуют эту фразу как намёк на храм Асклепия, где содержался живой змей – символ этого античного бога врачевания, который по мифам воскрешал людей при помощи крови горгоны Медузы (что воспринималось древними христианами как бесовство). Однако нужно обладать поистине детской необузданной фантазией, чтобы увидеть в Пергамском алтаре прообраз московского мавзолея: сходство более чем отдалённое. У алтаря лестница во всю ширь, пирамидальность в конструкции практически отсутствует. «Пергамская версия» создана с одной-единственной целью – связать Ленина с сатаной, и выглядит она довольно неуклюже. Возможно, авторы утверждения по-детски путают Пергамский алтарь с надгробным памятником царю Мавсолу, тот и другой были построены в Малой Азии, сравнительно близко друг от друга. С мемориалом Мавсола у Мавзолея действительно большое сходство.
Известна старинная гравюра с реконструкцией облика этого архитектурного шедевра, которую не мог не видеть Алексей Викторович Щусев – профессионал высокого уровня. Пожалуй, при создании усыпальницы Ленина архитектор отталкивался не только от ступенчатой пирамиды Джосера, но и от первоисточника – самого первого мавзолея в истории.
ПАМЯТНИКИ ЛЮБВИ
Мавсол (раньше писали «Мавзол») в 377 – 353 годах до н.э. был персидским сатрапом малоазийского государства Кария, а фактически царём, независимым от Ахеменидов правителем. Столица его царства находилась на берегу Эгейского моря в Галикарнасе. После смерти царя его тело по античной традиции было сожжено, а прах положен в погребальную урну. Артемисия, жена Мавсола, любившая мужа почти до безумия, по легенде выпила прах вместе с питьём и начала строить великолепную гробницу. Это сооружение – «мавзолей» – входило в число семи чудес света.
Ещё один известный мавзолей – памятник любви – индийский Тадж-Махал, воздвигнутый по приказу императора Шах-Джахана в память о его любимой жене Мумтаз-Махал. А вообще мавзолеев на свете немало. И вопреки утверждениям противников московского мавзолея, стоят они не только в странах бывшего и нынешнего «соцлагеря».
НЬЮ-ЙОРКСКАЯ ГРОБНИЦА
На острове Манхеттен возвышается мавзолей 18-го президента США Улисса Симпсона Гранта. (Если у кого-то из читателей журнала есть «баксы», портрет этого политика можно увидеть на 50-долларовой купюре.) Грант вошёл в историю как победитель южан в гражданской войне Севера с Югом, получив прозвище «генерал Безоговорочная Капитуляция» (англ. Unconditional Surrender, первые буквы совпадают с инициалами Гранта – Ulysses Simpson).
При проектировании мемориала Гранта архитектор Джон Дункан вдохновлялся галикарнасским мавзолеем. Если в случае со Щусевым это предположение, то здесь безусловный факт. Но, в отличие от конструктивистского здания в Москве, мавзолей Гранта построен в стиле неокласицизма, а верхняя его часть круглая. Тем не менее приезжие из России сразу узнают знакомые черты. «Что-то на подобии нашего мавзолея Ленина», – написала не очень грамотно, но по сути верно одна русская туристка. Внутри усыпальницы стоят саркофаги президента и его супруги. Это бросило в дрожь другую отечественную путешественницу, столь же сильную в орфографии: «Больше всего удивило и поразило, что там хранятся тела в саркофагах презедента и его жены... жутко даже как то стало». Однако, несмотря на все страхи, полезно ездить по заграницам: начинаешь смотреть на вещи ширьше...
Мавзолей Гранта построен с американским размахом, он крупнее ленинского. Но подобно тому, как сам этот генерал несопоставим с Наполеоном, там и его гробница не идёт в сравнение с усыпальницей Бонапарта.
«ПОГИБШЕЙ СЛАВЫ – МАВЗОЛЕЙ»
Почти два десятилетия одиноко лежащий могильный камень на острове Святой Елены оставался без надписи. Рядом, как охранник у камеры опасного преступника, стоял английский часовой. Под камнем лежал бывший французский император...
После реставрации династии Бурбонов «новая-старая» власть всячески принижала Наполеона, старались вытравить его имя из народной памяти. Но произошла революция 1830 года, и взошедший на трон «король-демократ» Луи-Филипп начал переговоры с английским правительством, чтобы вернуть французам их любимого героя. Когда на Святой Елене тело Наполеона вынули из свинцового гроба, очевидцы были поражены: Бонапарт выглядел нетленным. Медики знают, что мышьяк способствует мумификации. А в волосах Наполеона впоследствии нашли этот химический элемент...
15 декабря 1840 года, несмотря на холод, десятки тысяч парижан провожали в последний путь экс-повелителя Европы. Однако работы в соборе Дома инвалидов, куда катафалк отвёз тело Бонапарта, продолжались ещё 20 лет. Лишь 2 апреля 1861 года гробница была окончательно готова. Уже 10 лет как в далёкой России поэт Н.С. Соколов написал стихи, где Наполеон говорит о стране, ставшей для него роковой:
Твоя обширная столица –
Последний шаг мечты моей,
Она – надежд моих гробница,
Погибшей славы – мавзолей.
И, как будто в память о роли России в судьбе Наполеона, его саркофаг изготовили из карельского порфира, присланного императором Николаем I. Говорят, тот съязвил: «Для Бонапарта в России камень найдётся». Позднее тем же минералом был облицован постамент памятника самому Николаю.
Карельский малиновый кварцит именовался по названию месторождения «шоханским порфиром» или «вельможным камнем» и походит на египетский порфир сургучного цвета. А тот в свою очередь с давних пор являлся традиционным материалом для отделки гробниц царственных особ. Из карельского «монаршего» камня, объединившего французского императора с российским, выложены и буквы «Ленин» на мавзолее в Москве, им же облицована его верхняя часть. Малиновый порфир – и на могиле Неизвестного солдата.
Порфировый саркофаг Наполеона стоит в круглом зале собора. Над гробницей, окружая её со всех сторон, – смотровая площадка с балюстрадой, своего рода зрительный зал. Чтобы взглянуть на саркофаг, нужно опереться на балюстраду и волей-неволей склонить голову, почтив память великого полководца. А если повезёт и придёшь в редкий день, когда тяжёлую крышку саркофага поднимают, можно увидеть потемневшее лицо Бонапарта и опять-таки, хочешь того или нет, – испытать трепет.
Во время Египетского похода 1798–1799 годов Наполеон пожелал увидеть мумию фараона. Бонапарт при этом будто бы произнёс: «Египтяне – самый великий народ из живших когда-то на Земле, только у них смерть не была всесильна! Они лишили её первородного права глумиться над лицами самых красивых женщин и самых великих правителей! Бросить смерти вызов – как эти пирамиды… О фараонах будут помнить вечно!» Саркофаг с телом фараона был доставлен, и генерал долго стоял лицом к лицу с мумией человека, которого при жизни считали богом. И вот теперь Наполеон сам лежит мумией в саркофаге...
ЕЩЁ РАЗ ПРО ЛЮБОВЬ
Будь шекспировская Джульетта простолюдинкой, Ромео пришлось бы рыть заступом землю, чтобы последний раз встретиться с любимой. Но аристократов хоронили в склепах – помещениях в виде пещеры под землёй или грота на поверхности. Вход замуровывался или закрывался на ключ – до печального момента, когда туда вносили очередной гроб. Ромео выламывает дверь склепа...
К XIX веку подобный обычай захоронения дошёл до России и укоренился среди дворянских родов. Сегодня, когда нас призывают возвращаться к дореволюционным традициям, российские похоронные фирмы стали предлагать покупателям склепы. Федеральный закон «О погребении» содержит пункт о выделении кладбищенских участков под эти сооружения. Как сообщает сайт eurosmi.ru, министр потребительского рынка и услуг Московской области Екатерина Семёнова заявила, что, помимо экономии земли, с которой на кладбищах сейчас нехватка (гробы в склепах предполагается ставить вертикально), фамильные склепы позволят поддерживать связь между поколениями. Что это как не семейные мавзолеи?
МОЩИ МЁРТВЫЕ...
Кто ещё из умерших лежит не в могиле? К примеру, маршал Пилсудский в польском Вавельском замке. Первоначально основателя «Второй Речи Посполитой» набальзамировали и положили в стеклянный саркофаг. Но советские специалисты поработали над Лениным гораздо лучше, тело маршала стало портиться. В итоге в гробу Пилсудского сперва оставили маленькое окошко, а потом и его закрыли.
Папа Римский Иоанн XXIII провозгласил одной из главных задач Церкви борьбу за мир, разрешил службу на национальных языках, начал диалог с Православной Церковью. Приверженцы называли Иоанна «Папой мира», противники – «красным Папой». А за добродушие, общительность, чувство юмора его нарекли ещё и «добрым Папой». В 1963 году, после смерти Иоанна, его тело было немедленно забальзамировано в Институте анатомии медицинского факультета Католического университета Сердца Иисуса. После того как Иоанн Павел II причислил Иоанна XXIII к лику блаженных, его нетленное тело было помещено в хрустальный гроб и выставлено на всеобщее обозрение в базилике собора Святого Петра.
Православные могут возразить: католики, Папы Римские и всякие там Монтекки с Капулетти нам не указ! Что ж, можно привести примеры, связанные с православием. Начну со святой горы Афон. Когда афонский инок умирает, его сперва предают земле – но через три года откапывают. Из-за особенностей климата и почвы от умершего к тому времени остаётся один скелет. Кости промывают водой с вином и переносят в хранилище – костницу. Это часовня-склеп, где останки лежат не в гробах, а открыто: черепа на полках, остальные кости – вдоль стен, напоминая поленницы дров.
«Гробница Андреевского скита – довольно большая комната нижнего этажа, светлая и пустынная. Шкаф, в нём пять человеческих черепов. На каждом указано имя, число, год. Это игумены. Затем на полках другие черепа (около семисот) рядовых монахов, тоже с пометами. И, наконец, самое, показалось мне, грозное: правильными штабелями, как погонные сажени валежника, сложены у стены, чуть не до потолка, мелкие кости (рук и ног). Сделано всё это тщательно, с той глубокой серьёзностью, какая присуща культу смерти. Вот, представилось, только особого старичка «смертиотекаря» не достаёт здесь, чтобы составлять каталоги, биографии, выдавать справки. А литература присутствует. На стене висит соответственное произведение: «Помни, всякий брат, \Что мы были, как вы,\ И вы будете, как мы».
Так описал костницу побывавший в 1927 году на Афоне писатель русского зарубежья Борис Зайцев.
...И ЖИВЫЕ
Слово «мощи» в русской традиции связано с костями и происходит от «мощь» – сила. Считалось, что телесная мощь не в плоти, а в костях. О человеке крайне исхудавшем, похожем на обтянутый кожей скелет, говорят «одни мощи остались». Рассказ И.С. Тургенева о парализованной крестьянской девушке, от которой остались «кожа да кости», да ещё живая трепетная душа, называется «Живые мощи» (в основе лежит подлинная история).
«Я приблизился – и остолбенел от удивления. Передо мною лежало живое человеческое существо, но что это было такое? Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать ни взять икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди жёлтых волос. У подбородка, на складке одеяла, движутся, медленно перебирая пальцами, как палочками, две крошечных руки тоже бронзового цвета. Я вглядываюсь попристальнее: лицо не только не безобразное, даже красивое, – но страшное, необычайное. И тем страшнее кажется мне это лицо, что по нём, по металлическим его щекам, я вижу – силится... силится и не может расплыться улыбка.
– Вы меня не узнаёте, барин? – прошептал впять голос; он словно испарялся из едва шевелившихся губ. – Да и где узнать! Я Лукерья... Помните, что хороводы у матушки у вашей в Спасском водила... помните, я ещё запевалой была?
– Лукерья! — воскликнул я. – Ты ли это?..
Возможно ли? Эта мумия – Лукерья, первая красавица во всей нашей дворне, высокая, полная, белая, румяная, хохотунья, плясунья, певунья!»
Приехавший доктор, по словам крестьянки, «руки, ноги разминал, разгинал... потормошил меня, назвал мне мою болезнь – мудрёно таково, – да с тем и уехал. А у меня потом целую неделю все косточки ныли».
С СОГЛАСИЯ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА...
В конце жизни великий русский хирург Николай Иванович Пирогов, и раньше отличавшийся худощавостью, тоже стал напоминать живые мощи. Из-за болезни не мог даже глотать и умер едва ли не голодной смертью.
В последний свой год Николай Иванович работал над книгой «Дневник старого врача». 22 октября 1881 года он написал: «Ой, скорей, скорей! Худо, худо! Так, пожалуй, не успею и половины петербургской жизни описать». Не успел. Рукопись оборвалась на полуслове...
Пирогов умер 23 ноября (5 декабря) 1881 года в своём украинском имении Вишня Подольской губернии (ныне в черте города Винницы). За месяц до смерти гениального хирурга его супруга Александра Антоновна отправила письмо петербургскому врачу Давиду Ильичу Выводцеву: «Вы прислали ему ко дню юбилея Вашу книгу о бальзамировании. Могу ли я надеяться, что Вы предпримете труд бальзамирования его тела, которое я бы хотела сохранить в нетленном виде? Если Вы согласны, то уведомьте меня о своих условиях, и тогда, когда Господу будет угодно прекратить его жестокие страдания, я Вас уведомлю».
Выводцев был не только теоретиком, но и практиком: в своё время он бальзамировал тела умерших в Санкт-Петербурге послов США и Китая, чтобы они перенесли последнее путешествие на родину. Пирогову предстояло совершить путешествие не в пространстве, а во времени...
Доктор сделал то, о чём его просила жена Пирогова. Эффект оказался поразительным: умерший казался спящим. Святейший Синод удовлетворил ходатайство вдовы о том, чтобы не предавать Николая Ивановича земле. Тело сперва перенесли в подвал церкви близлежащего села, а через пару месяцев положили в специально вырытый крестьянами склеп, над которым в 1885 году возвели церковь во имя Николая Чудотворца с колокольней.
...И ПО УКАЗАНИЮ МИНИСТРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
В 2000-м году газета «Труд» опубликовала материал своего корреспондента С. Прокопчука, посетившего мавзолей Пирогова:
«Я с понятным волнением шёл сюда. Пройдя несколько десятков ступенек по крутой лестнице вниз, оказываюсь в прохладном и полутёмном помещении. Светильники выхватывали из полумрака герметичный саркофаг из стекла, сделанный на одном из военных заводов Москвы, а в нём – гроб. На этом смертном одре вот уже 119 лет покоится тело всемирно известного ученого, легендарного военного хирурга, героя Крымской войны 1853–1856 годов. Все эти годы он лежит в своей усыпальнице в мундире тайного советника Министерства народного просвещения Российской империи. Этот светский чин приравнивался к военному чину генерал-лейтенанта.
Таким он сохранялся более шестидесяти лет! Вплоть до 1944–1945 годов, когда сразу же после освобождения Винницы от немецких захватчиков по приказу Ворошилова началась подготовка к первой ребальзамации тела легендарного хирурга.
Ритуальная церковь-некрополь над усыпальницей – с прекрасным иконостасом, старинными иконами. Её реставрировали, а фактически воссоздали в соответствии со специальным постановлением Совета Министров УССР. Оно было принято после того, как здесь побывал в 1978 году министр здравоохранения СССР академик Борис Петровский и увидел, в каком плачевном состоянии находится сооружение. В тот год сюда прибыла группа специалистов из уникального Московского центра по проблемам бальзамирования. Тело Пирогова решено было первый раз за все послевоенные годы отправить в лабораторию при мавзолее В.И. Ленина. И потом – в 1994-м и весной 2000-го – ребальзамацию проводили московские специалисты.
Правда, это вызвало бурю политических кривотолков: мол, москали, Россия хотят забрать у нас Николая Пирогова».
Дело не только в уважении к великому врачу: к Пирогову в Виннице относились и относятся как к святому. Верят, что прикосновение к стеклянному саркофагу Николая Ивановича благотворно действует на здоровье. За год украинский мавзолей посещает более 100 тысяч туристов из ста с лишним стран мира. О том, чтобы предать Пирогова земле, и речи не заходит.
«ЕГИПТЯНЕ» В КИЕВЕ
На той же Украине можно увидеть множество мощей в Киево-Печерской Лавре. Французский путешественник XVII века Гийом Левассёр де Боплан так описывал монастырские пещеры:
«В половине лье ниже Киева виднеется поселение, называемое Печеры, в котором находится большой монастырь... Под соседней с этим монастырём горой имеется большое количество пещер, наподобие шахт, наполненных множеством тел... похожих на египетские мумии. ...Там показывают одного святого Иоанна, который полностью виден до пояса, от которого он погружён в землю. Здешние монахи рассказывали мне, что упомянутый Иоанн, чувствуя приближение смертного часа, сам приготовил для себя могилу, но не в длину, как обычно, а в глубину. Когда пришёл его час, к чему он уже давно был готов, он, попрощавшись с братией, сам спустился в землю, но, по воле Божьей, смог войти в неё только до половины, хотя яма была достаточно глубока... Имеется также три человеческих головы на блюдах, из которых постоянно сочится масло, очень помогающее при излечении некоторых болезней. В этих местах покоятся останки некоторых видных людей, между прочим – двенадцати каменщиков, которые построили собор; их сохраняют как драгоценные реликвии, чтобы показывать их любопытным посетителям, как не однажды случалось наблюдать и мне, когда я как-то жил на зимних квартирах в Киеве и имел возможность изучить эти подробности. Что касается меня, то я не нахожу существенной разницы между этими телами и египетскими мумиями, разве что их плоть не настолько черна и тверда. Полагаю, что они сохраняются столь продолжительное время нетленными благодаря природе этих пещер или шахт, которые вырыты в особого рода каменистом песке: зимой в них сухо и тепло, а летом – прохладно и сухо без малейших признаков сырости».
ОСОБОЕ МНЕНИЕ
Православная Церковь упорно отрицает естественность процесса мумификации в киевских пещерах. Особая точка зрения у неё и на другие мощи. Перенесёмся из Киева в Великий Новгород. В 1616 году, когда город ещё не освободили от оккупации, шведские солдаты, надеясь найти клад, вскрыли гробницу в юго-западном углу Георгиевского собора Юрьева монастыря…
И обнаружили, по словам летописца, тело «человека цела и неразрушена, в княжеском одеянии», а рядом – останки подростка («преставись млад, лет в 13»). Митрополит Исидор добился у шведского военачальника Якоба Делагарди разрешения перенести «честныя мощи» в новгородский храм Святой Софии. Мумифицированные останки в княжеской одежде были объявлены мощами брата Александра Невского, святого благоверного новгородского князя Феодора Ярославича, преставившегося в 1233 году в юношеском возрасте. В 1919 году (очевидно, в ходе антирелигиозной кампании) «мощи князя Феодора» были изъяты из гробницы и впоследствии подвергнуты экспертизе. Выяснилось, что возраст почившего – около 40 лет и что это не кто иной как князь Дмитрий Шемяка, «герой» междоусобной войны с московским князем Василием II Тёмным. Известно, что Василий, которого Шемяка ослепил, послал в Новгород, где укрылся его враг, дьяка «со смертным зелием». Подкупленный дьяком повар отравил Дмитрия курицей, начинённой мышьяком. А тот, как мы знаем, содействует мумификации.
Казус в том, что нетленными мощами Феодора были признаны останки человека, преданного анафеме: церковный Собор 1448 года, осудив князя Дмитрия за ослепление Василия Тёмного и самовольный захват московского трона, объявлял, что Шемяка «сотворил над ним не менши прежнего братоубийцы Каина и окаанаго Святополка».
В 2012 году мощи вернулись на старое место – в Софийский собор, причём с той же легендой: церковные власти Великого Новгорода вновь объявили их останками юного князя Феодора Ярославича...
АРГУМЕНТЫ И ШУТКИ
Можно привести другие примеры «неправильных» захоронений: то есть не на кладбищах. Так, в Архангельском соборе Московского Кремля (под надгробиями) и Петропавловском соборе Санкт-Петербурга (в саркофагах) лежат останки российских царей и императоров. Почему же людям с начала 1990-х годов внушают, будто по православному канону умерший должен лежать исключительно «в могилке», что Ленин похоронен «не по-христиански»? Или люди, выдвинувшие этот аргумент, были некомпетентны (что не делает чести их уму), или они считали: этому дурачью (нам то есть) и такого аргумента хватит (что не делает чести их моральным качествам).
Кстати насчёт аргументов. В 1990-х еженедельная газета, тираж которой составлял тогда около 30 миллионов экземпляров (с трёх раз угадаете название?), напечатала в одном из апрельских номеров материал о духе Ленина. Он-де каялся в грехах, жаловался, как ему плохо и просил как можно скорее похоронить его тело. Спустя некоторое время газета опубликовала признание авторов: это была первоапрельская шутка. Может, журналисты и пошутили, возможно, решили даже поиронизировать над вспышкой мистицизма в «новой России». Но миллионы читателей успели поверить в «жалобы Ленина», и их невозможно было разубедить никакими опровержениями...
«ДОВОЛЬНО НАС ДУРАЧИТЬ»
Православные могут возразить: «мощи» Ленина – неправильные, «самодельные». Кто бы говорил о самоделках… Ещё Пётр I в Духовном Регламента 1721 года предписывал духовенству:
«О мощах святых, где какия явятся быть сумнительныя, розыскивать: много бо и о сем наплутано. На пример, предлагаются чуждыя некия: святаго первомученика Стефана тело лежит и в Венеции на предградии, в монастыре Бенедиктинском, в церкви святаго Георгия, и в Риме в загородной церкви святаго Лаврентия; тако ж много гвоздей креста Господня, и много млека Пресвятыя Богородицы по Италии, и иных сим подобных без числа. Смотреть же, нет ли и у нас такого безделия?»
Однако основательная ревизия мощей была произведена только два века спустя. Если сегодня вспоминают о вскрытии мощей во время антирелигиозной кампании, происходившей после революции, то упирают на «оскорбление религиозного чувства». Но вдобавок к чувству не мешало бы всё-таки иметь и разум…
20 декабря 1918 года при вскрытии мощей Артемия Веркольского в городе Великом Устюге Архангельской губернии нашли следующее:
«Разделённый на три части гроб, в первой части вата, во второй церковное облачение, в третьей небольшой красный сундук, перевязанный шнуром и запечатанный печатями Веркольского монастыря. По вскрытии сундука обнаружено: обыкновенный уголь, перегорелые гвозди и мелкий кирпич. Признаков костей нет. При вскрытии присутствовали монахи и архимандрит Иоаникий. Некоторые монахи, со словами «вот как нас до сего времени обманывали», начали снимать с себя монастырскую одежду и, бросая в угол церкви, говорили: «Довольно нас дурачить». Одна из деревенских женщин, когда увидела то, что было найдено вместо мощей, сказала: «Я-то, дура, прошлый год приходила сюда и, когда подходила к раке, вся дрожала от страха, думая, что здесь действительно нетленный святой, а вот тут смотри, какая дрянь наложена вместо святого».
В 1920-х годах происходили судебные процессы над духовенством, во время которых священники обвинялись в обмане верующих.
«Теперь начинает обвинительную речь второй обвинитель, Ульянский: «Я спросил владыку Алексия, почему в раки положили вату. Он ответил, что народ находился на очень низком уровне образования и что вата ему была необходима…»
Священники, признанные мошенниками, получили тогда от двух до пяти лет лишения свободы – но были амнистированы в зале суда по указу от 1 мая 1920 года. А людям сегодня вбивают в головы, будто священников при Ленине только и делали что расстреливали.
Бесспорно: далеко не все мощи были сфальсифицированы. Однако настоящие христианские мощи – зрелище не для слабонервных. Хотя как сказать, может, дело как раз в укреплении слабых нервов. При описании мавзолеев и мощей в этом тексте уже несколько раз появлялись слова «трепет» и «дрожь». Это волнение – явный признак активизации нервной системы. Возможно, путём возбуждения – вплоть до нервного потрясения – запускаются резервные системы организма, заставляя его излечиваться.
Но, глядя на христианские мощи и сравнивая их с телом Ленина, не поддающиеся внушению личности задаются вопросами – как, например, мыслитель с ником darina_sun в Интернете: «Меня ещё удивляла всегда такая непоследовательность: с одной стороны, христиане утверждают (в данном сюжете, про Ленина), что тело должно быть предано земле в любом случае, что это ужас и кошмар – не похоронить тело, значит, душа его бедная не найдёт пристанища себе вовек и будет маяться и мучиться ужасно. А с другой стороны – поклонение всяческим мощам и косточкам – разве это не есть не похороненные останки святых мучеников? Почему же они их не захоронят вместо того, чтобы держать в храмах? Или, может, потому что эти святые и так, и так – мученики, может, им положено продолжать мучиться и дальше, потому их специально и не закапывают? А то закопают, души их обретут долгожданный покой, и перестанут они быть мучениками...»
ИЗ ЕГИПТА В ЕГИПЕТ
Сказали бы честно сторонники выноса Ленина из Мавзолея: «Мы хотим уничтожить символ эпохи. Советский Союз для нас – как Египет, где пребывал в рабстве избранный народ, откуда его вывел Моисей и сорок лет водил по пустыне – чтобы вымерли поколения, помнившие египетское рабство и находившие в нём положительные стороны. Вот вымрут все советские рабы, с ностальгией вспоминающие СССР, – и войдём в Землю обетованную. А у нас прошло всего двадцать лет, чего же вы хотите?».
Меньшая часть советского населения – в том числе антисоветская – довольно быстро «изошла» из «Египта», переселившись на Ближний Восток, в Западную Европу, Америку. Но большая часть осталась – чтобы вымирать под руководством антиленинцев. Поколение Магнитки и Днепрогэса уже ушло из жизни. Уйдут поколения Сталинграда, Братской ГЭС, Байконура, и тогда… А что будет тогда, когда страна проест, пропьёт, продаст наследие «рабских поколений» – энергосистему, открытые и введённые в эксплуатацию месторождения нефти и газа?
Верующие утверждают, что Бог и святые, в Земле Российской просиявшие, спасут Русь. Но вот парадокс: иноки Киево-Печерского монастыря и прочие древние святые были «хорошие», «богоугодные» – однако не спасли страну от Батыева нашествия и 240-летнего ига. Ленин «плохой», «богопротивный» – но с его именем создали сверхдержаву, победили в страшной войне и запустили человека в космос.
Впрочем, разумные аргументы в наше время действуют слабо, поэтому остаётся прибегнуть к мистическим. В Самарканде находится мавзолей Гур-Эмир – гробница великого завоевателя Тимура (Тамерлана).
В 1941 году Малик Каюмов, советский оператор и режиссёр документального кино, был оператором Ташкентской киностудии, прикомандированный к экспедиции знаменитого антрополога Михаила Герасимова. Археологи долго готовились к работе по вскрытию гробницы Тимура, и Каюмов пошёл попить чаю.
«В чайхане ко мне подошли три старика – самые обычные с виду, в халатах и тюбетейках.
– Сынок, – говорят, – Тимура ещё не трогали? Не надо его трогать – война начнётся. Это в книге написано.
– В какой книге? – спросил я.
Старики протянули рукописную книгу – тяжёлую, в кожаном переплёте. Открыта она была примерно в середине прямо на фразе: «Нельзя трогать прах великого Тимура». А дальше были начертаны предупреждения о духе войны и о том, что его нельзя выпускать из гробницы.
Я побежал в мавзолей и рассказал о стариках учёным. Айни, Кара-Ниязов и Семёнов поднялись, долго пили с ними чай, спорили. Наконец Садреддин Айни бросил фразу типа: «Что за бред вы несёте?» И старики, обидевшись, ушли. А мы вернулись в мавзолей».
Гробница с останками Тимура была вскрыта 19 июня 1941 года. Через два дня началась Великая Отечественная война... Господа, вы хотите новой революции? Тогда выносите вождя.
Ещё один аргумент подобного рода – перезахоронение Николая II. Оно состоялось в июле 1998 года, главным руководителем похорон был Борис Немцов. Вскоре грянул августовский дефолт, а Немцов начал быстро сходить с политической сцены. Вы готовы к этому, политики, ратующие за перезахоронение Ленина?
Пока в России решается вопрос, что делать с Лениным и Мавзолеем, в современном Египте активизируются исламские фундаменталисты, которые планируют взорвать пирамиды и Большого Сфинкса в Гизе. Недавно вандалы уничтожили две мумии в Каирском музее. Принципиально эти мусульманские экстремисты не отличаются от православных радикалов, желающих снести мавзолей Ленина и вынести оттуда его тело. Но если в Египте победит политический экстремизм и пирамиды начнут взлетать в воздух, а Западная Европа и США выступят на защиту культурных ценностей, а пережившая «арабскую весну» Северная Африка выступит единым фронтом с Египтом, а радикальные мусульмане всех стран соединятся…
В 1960-е годы на Западе был популярен роман Невилла Шюта «На берегу», по которому был снят одноимённый фильм Стэнли Крамера (другое название – «Конец света»). Из разговоров ещё не умерших от радиации героев романа выясняется, что третья мировая война началась с того, что египетские бомбардировщики советского производства, с нанесёнными для дезинформации опознавательными знаками ВВС СССР, бомбят Вашингтон. Вскоре происходит ядерный апокалипсис...
История начиналась в Египте. КАК БЫ С НИМ НЕ ОКАЗАЛОСЬ СВЯЗАНО И ЕЁ ОКОНЧАНИЕ. Ведь история идёт по спирали.
© Сергей МАКИН
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения