Форум ООП Движения Научный Союз
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Меняться перед ликом смерти - финская газета на русском

Перейти вниз

Меняться перед ликом смерти  - финская газета на русском Empty Меняться перед ликом смерти - финская газета на русском

Сообщение автор Admin Вт Июл 05, 2016 7:43 am

[size=38]Меняться перед ликом смерти
HS PO-RUSSKI 26.9.2014 16:44 0 


Меняться перед ликом смерти  - финская газета на русском 1296810417930?ts=1001

Essi Lehto

HELSINGIN SANOMAT

[/size]
TEA KARVINEN

Меняться перед ликом смерти  - финская газета на русском 1305878729398?ts=906
До снежной лавины Сакке Хюютинен был уверен, что сильному терапевты не нужны. Теперь он солидарен с теми, кто говорит об усталости или панических расстройствах.


Сакке Хюютинен лежал в снежной яме и ждал прихода смерти.
Это случилось в 2000 году февральским морозным днем на горе Конттайсенваара, что под Куусамо. За несколько часов до этого Хюютинен услышал щелчок – такой всегда издает снежная масса, отрываясь от склона горы.
А потом он увидел, как его лучший друг оказался погребенным под толщей снега.
Он успел только скинуть лыжи с ног, как лавина отшвырнула его в сторону и ударила о дерево: сломалась нога и кожа головы треснула в нескольких местах. Рюкзал Хюютинен оставил на вершине горы, там был и телефон.
Он прикинул, что до ближайшей дороги будет с полкилометра и начал ползти в ту сторону. Однако силы оставили его уже через метров семьдесят.
И тогда Сакке Хюютинен выкопал яму в снегу и начал ждать. Когда через несколько часов раздались голоса поисковой группы, он собрал остаток сил и прокричал им что-то. Следующие три дня он пробыл в отделении ИТАР местной больницы.
Прошло уже 14 лет с тех пор, и Сакке Хюютинен уже совсем не тот, что был когда-то, отправляясь в свой беззаботный спуск с горы, оказавшийся для него последним таковым.
“Было времечко, когда я был редкостный говнюк”.
Он улыбается, и в уголках глаз появляется сеточка морщинок.
“Тогда мое физическое состояние было, как у олимпийца почти. Помню, отправились мы как-то с женой на велопрогулку, а она тут же и отстала, а я ей кричу, мол, мы тут не воздухом вышли подышать, а жиры твои сжечь”.
Сегодня Хюютинен уже себе такого не позволит ни за что. И причина не только в том, что ему уже не опередить жену на велосипеде: “Собственно, я и раньше больше ценил впечателения, чем деньги, а сейчас вообще уверен, что соль земли – хорошие отношения с ближними”.
С НИМ СЛУЧИЛОСЬ, как случается со всеми, кому удалось избежать смерти. Такие замечают со временем, что их жизнь разделилась четко на две части: до и после несчастья. По второй половинке жизни шагает совсем другой человек.
Психология дает этому явлению и определение: концепция посттравматического роста. В соответствии с исследованиями, рост очевидно более обычный, нежели психические заболевания, вызванные травмами. И все же, о стрессе и неблагополучии говорится куда больше.
Рост проявляется, если случаются несчастья, заболевания или человек оказывается объектом насилия. Характерно, что какое угодно жизненное препятствие оказывается недостаточным, зачастую требуется нечто такое, что угрожает самой жизни.
Благополучный исход дела заставляет почувствовать силу, начать ценить межличностные отношения и задумываться о приоритетности вещей.
“Обычно поверхностные ценности утрачивают свое значение, наблюдается усиление эмпатии. Порой кажется, что это не совсем правильно, ведь именно переживший нуждается в проявлении эмпатии по отношению к нему самому”, - говорит психолог, травматический психотерапевт Сойли Пойюла.
VILLE MÄNNIKKÖ

Меняться перед ликом смерти  - финская газета на русском 1305878729737?ts=243
После остановки сердца Матти Кивилуото научился говорить о смерти.


ВРАЧ-АНЕСТЕЗИОЛОГ Матти Кивилуото привык возвращать к жизни тяжелых больных. Раньше всякий раз, как те желали поговорить с ним о смерти, Кивилуото будто замыкался.
А потом в 1999 году Кивилуото и сам пережил остановку сердца, из-за которой он оказался на месяц в коме.
Для Кивилуото, в связи с той остановкой сердца, самым запоминающимся осталось, так называемое, околосмертное переживание. Он был в техническом отношении мертвым, но мог ощущать цвета и воспринимать красоту музыки.
После того случая, он с удовольствием стал говорить о смерти.
“Я даже позволяю себе рассказать пациенту, что тоже пережил ее, и ничего в этом страшного. Потом мы обычно хихикаем. Я даже заметил, что обсуждая смерть, люди много смеются”.
Переживание не добавило Кивилуото религиозности. Вместо этого, он лишился страха смерти и изменил свое отношение к посюстороннему. Будучи врачом, Кивилуото работает в мире, где объективности уделяется большое внимание. И если кто-то рассказывал о “зеленых человечках” это расценивается как проблема, хотя сам пациент ее таковой не воспринимает.
После остановки своего сердца Кивилуото уже не думал так.
У каждого своя правда, отличная от объективной правды. Эту “свою правду” следует воспринимать серьезно, задумываясь о том, имеет ли смысл лечить ее. Пациент сам решает, желает ли он принять помощь или нет.
Кивилуото помнит, что незадолго до того, как остановка сердца лишила его сознания, он озаботился одним делом: ссоры остались неразрешенными.
После своего выздоровления, ему позвонил один знакомый, с которым, в свое время, они повздорили на почве денег. Кивилуото простил того с удовольствием.
“Сейчас я думаю, что нет такой ссоры, которую невозможно было бы разрешить. Не правильно, если все не желают поступать подобным образом”.
ДЛЯ ЗАПАДНЫХ СТРАН характерным является то, что посттравматический рост проходит на фоне снижения интереса к материальным благам. Это означает необходимость поиска новой мотивации для дальнейшей работы.
Именно такое случилось с Майю Саариниеми.
Еще с десяток лет назад обычный рабочий день Саариниеми длился с утра до девяти часов вечера. А иначе и нельзя была, поскольку гигантская ипотека никогда не выплатилась бы. Купленный дом был с иголочки, был воплощением мечты.
“Это было полным безумием, - говорит сегодняшняя Саариниеми. – После того колодца я заметно снизила темп”.
VILLE MÄNNIKKÖ

Меняться перед ликом смерти  - финская газета на русском 1305878731989?ts=155
После случившегося с ней несчастья Майю Саариниеми захотела перебраться поближе к природе. Упавший в колодец пес Миси по-прежнему сопровождает ее в походах.


Под “колодцем” Саариниеми подразумевает тот несчастный случай, что чуть было не лишил ее и пса Миси жизни.
В 2003 году одним июльским утром Саариниеми вышла выгулять Миси, и тут пес прыгнул на крышку колодца в соседнем лесочке.
“Это было, как замедленная пленка, когда я поняла, что крышка разваливается под ним”.
Саариниеми не задумываясь бросилась за Миси и полетела вместе с ним вниз. На дне четырехметрового колодца было два метра воды, а высоко над ее головой виднелся кусочек неба и кроны деревьев.
“Тогда я подумала: “И это все?” А потом еще подумала, что хочется от жизни взять больше”.
Саариниеми прикинула, что помощь придет к ним не скоро. Выискивая опору в стенках колодца, она таки сумела выбраться из западни с 17-ти килограммовым псом на руках. Затем она на секунду потеряла сознание – настолько тяжким было испытание.
Позже оказалось, что если бы она не попыталась выбраться, то оказалась бы жертвой гипотермии.
“Я никогда не занималась ничем вроде скалолазания, но как-то сумела найти в себе силы и выбраться. Случившееся поменяло мое представление о мире”.
После того несчастного случая, Саариниеми уговорила мужа переехать с нею в деревню. Собственный коттедж в Сипоо более не казался заслуживающим банковского кредита и бесконечного вкалывания на работе.
“Такой поворот не случился в единочасье, потребовалось какое-то время. Первым конкретным изменением было то, что я ощутила потребность стать ближе к природе”.
В конце концов, работа в качестве монтажера документальных фильмов утратила свою привлекательность. Саариниеми захотелось начать помогать другим и переквалифицировалась в специалиста в области биоэнергетического лечения, хотя все друзья осуждали альтернативную медицину.
СААРИНИЕМИ СЧИТАЕТ, что она изменилась в лучшую сторону, став более терпимой.
“Раньше мне было очень сложно общаться с верующими, они меня попросту раздражали. Свидетелей Иеговы гоняла поганой метлой от двери, а сейчас с удовольствием общаюсь с ними, хотя и не признаю догматизма.
Сакке Хюютинен тоже стал более восприимчивым. После своего несчастного случая он постарался поскорей вернуться в туризм впечатлений. Это позволило отвлечься от дурных мыслей.
И все же выезд на мотосанях в тундру часто заканчивается усталостью.
“Вдруг появились совершенно необъяснимые ощущения. Я понял, что мне приходится бороться со страхами”.
Случилось так, что какое-то время назад один знакомый рассказал Хюютинену, что он довел себя до панического расстройства. А ведь раньше он подумал бы, что все такое подобное – пустой звук.
“Было время, я думал, что мир открыт, что он передо мною. Ведь я же всегда был самый сильный, а потом оказалось, что даже не в состоянии одеться самостоятельно. Пришлось задуматься о том, что я и кто я: либо мне пора подыхать, либо я еще сгожусь”.
Не всем удается таким образом обернуть несчастье себе на пользу. Бывает, что травма слишком сильна. Однако бывает, что речь идет о другом.
Главное – способность создавать социальные связи и обращаться за помощью к другим, говорит профессор психиатрии Юрки Коркейла. Оптимистам проще справляться с кризисными ситуациями, чем пессимистам.
“Они обращаются за помощью тогда, когда пессимисты думают, что никто все равно не сможет помочь”.
Наследственный фактор тоже играет значение, потому что определенного уровня психологическая гибкость наследуется. Тем не менее, никто из нас наперед не может знать, способен ли он окажется на рост, прежде, чем в действительности окажется в сложной ситуации
“Человек может быть несчастлив, в принципе, но, случись кризис, и он найдет в себе силы преодолеть сложности”.
Профессор Коркейла считает, что справиться с любой проблемой можно при условии, если в жизни есть такие вещи, единственной целью которых является удовольствие.
“В жизни должно быть достаточно поля для маневра. Если постоянно тянешь лямку, а потом оказываешься в сложной ситуации, где тогда дать слабины?”
ДЛЯ МАЙЮ СААРИНИЕМИ ее несчастный случай означал только положительное.
Псу Миси уже более 12 лет, но он по-прежнему выходит в лес, сопровождая свою хозяйку на прогулке.
“Нынешняя Майю дивится Майю из прошлого. Я не боюсь смерти, а насчет будущего грущу только изредка”.
Год назад Матти Кивилуото вышел на пенсию. Он внимательно пробует на вкус помидоры, выращенные в теплице на своем приусадебной участке.
“Восхищаюсь глубокими цветами природы. Покрытая росой трава, ельник и синева неба – все это заставляет замереть в очаровании. На такие вещи я как-то раньше не умел обращать внимания”.
Поворот в жизни Сакке Хюютинена окрашен несколько в более печальные тона. Опытный горнолыжник долгое время испытывал вину за свое спасение.
“Жизнь несправедлива, скажем это напрямую. Друзья уходят, и это рождает чувство пустоты”.
Мимо места схода той самой лавины он уже проезжал сотни раз.
“Это кладбище моего друга и, где-то, кладбище моего старого “я”. Порой тоскую по ним обоим”.
Каким бы этот “мой старый “я” мог бы быть сейчас?
“Без той трагедии я был бы более поверхностным: надувал бы мышцы перед зеркалом, да активно попивал бы пивко”.
И опять он улыбается.
“Не получается больше, ведь того пивка больше и нет”.

http://www.hs.fi/ru/a1305878735411?ref=hs-art-new-17

Admin
Admin

Сообщения : 1773
Дата регистрации : 2015-05-15

https://nauchnii-soyuz.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения