ПЕЙЗАЖ(И) / ВНУТРИ / PAYSAGE(S)/INTERIEUR(S) ФРАНЦУЗСКИЙ ПРОЕКТ В ГАЛЕРЕЕ ЛЮДА
Страница 1 из 1
ПЕЙЗАЖ(И) / ВНУТРИ / PAYSAGE(S)/INTERIEUR(S) ФРАНЦУЗСКИЙ ПРОЕКТ В ГАЛЕРЕЕ ЛЮДА
ПЕЙЗАЖ(И) / ВНУТРИ / PAYSAGE(S)/INTERIEUR(S)
ФРАНЦУЗСКИЙ ПРОЕКТ В ГАЛЕРЕЕ ЛЮДА
5 — 24 АПРЕЛЯ / APRIL 5 –24
Fullscreen
Галерея ЛЮДА совместно с Французским институтом в Санкт-Петербурге представляет выставочный проект «ПЕЙЗАЖ(И) / ВНУТРИ». Это коллективная выставка независимых французских художников, которая будет формироваться в течение месяца и сопровождаться тремя открытиями.
Проект родился из желания кураторов галереи ЛЮДА показать в Санкт-Петербурге независимую сцену французской художественной жизни, представить художников, созвучных выставочной стратегии галереи.
Вместе с куратором проекта Станиславом Савицким был определен формат выставки «ПЕЙЗАЖ(И) / ВНУТРИ»: она будет длиться почти месяц, и в ней примут участие три художника.
Первым в Петербург приедет Паскаль Пеллан. Его артистический жест разовьют два других художника, каждый из которых будет работать в ЛЮДЕ в течение недели. Таким образом, ритм выставки задаётся тремя вернисажами.
13 апреля свою инсталляцию покажет Дидье Марсель – второй участник французского проекта. Для своей работы художник снимает мерки с самой природы. Будь то отпечатки живого мира или царства минералов, выбор его всегда продиктован очень личным отношением к банальному, обычному, к тому, что растворяется в пейзаже.
Его практика заключается в метонимическом отражении природы, которая воспринимается нами всегда a posteriori, в уже заданной кем-то до нас сценографии. Природы, в которой становится почти невозможным отличить истинное от искусственного. Художник выбирает фрагменты пейзажа, искусственно их воспроизводит и помещает в рафинированную архитектуру музея.
20 апреля состоится последнее открытие – в этот день зрители смогут увидеть работу Элизабет Сен-Жальм и предыдущих участников проекта.
Элизабет Сен-Жальм сочетает концептуальное искусство и элементы поп-арта, научной фантастики и графической литературы. В центре её интересов — процессы и метаморфозы. С помощью рисунков, скульптур и перформансов она исследует природу изменений, пространство “между”, преодоление завершенности формы и изменение состояний. Художница помещает публику в центр своих инсталляций, приглашая её к активному участию и осмыслению.
Тема выставки, обозначенная в её названии, отсылает к важности пейзажа в истории искусства. Она также позволяет объединить художников, которые — каждый по-своему — считают эту тему краеугольным камнем своего творческого метода. Слово «Внутри» в названии касается как характеристик самого выставочного пространства, так и ментального, интимного восприятия пейзажа.
Особенность выставки состоит в уникальном опыте, который предлагается пережить художникам и зрителям: быть автором и свидетелем всё новых метаморфоз проекта.
Куратор — Станислав Савицкий
Вернисажи:
Паскаль Пеллан — 5 апреля, 19:00
Дидье Марсель — среда 13 апреля, 19:00
Элизабет Сан-Жальм — среда 20 апреля, 19:00
Проект продлится до 24 апреля
/ PROJET FRANÇAIS A LA GALERIE LUDA
du 5 au 24 avril 2016
La galerie LUDA avec le soutien de l’Institut français à Saint-Pétersbourg présente présente « Paysage(s)/intérieur(s) », exposition évolutive réunissant trois artistes contemporains français, qui se développera pendant un mois et sera marquée par trois vernissages. Le premier aura lieu mardi 5 avril où les spectateurs auront l’occasion de voir le travail de Pascal Pellan.
Le projet est né du désir de donner à voir à Saint-Pétersbourg la scène indépendante française : faire découvrir et rencontrer des artistes qui cherchent, produisent et présentent leur travail dans des lieux et dans un état d’esprit proche de celui qu’anime la galerie Luda.
Avec la complicité de Stanislas Stavitsky, un format et un processus ont été retenu : inviter sur un mois trois artistes.
Le premier geste sera proposé par Pascal Pellan puis chaque semaine un artiste passera quelques jours à Saint-Pétersbourg et complètera la proposition. Trois vernissages ponctuent le projet.
Le titre renvoie bien sûr à l’importance du thème du paysage dans l’histoire de l’art. Il permet également de fédérer des artistes qui ont de manière très différentes fait de cette notion une pierre angulaire de leur démarche. L’apposition de la notion d’ « intérieur » renvoie aussi bien à la particularité du lieu d’exposition lui même, qu’au caractère mental et intime que peut aussi avoir le paysage.
La singularité du projet réside également dans le caractère unique de l’expérience proposée aux artistes et aux spectateurs ; être acteur et témoin d’un projet en constante métamorphose.
Commissaire de l’exposition : Stanislav Savitski
L’inauguration aura lieu mardi 5 avril à 19h00
Vernissages :
Pascal Pellan, mardi 5 avril à 19h00
Didier Marcel, mercredi 13 avril à 19h00
Elizabeth Saint-Jalmes, mercredi 20 avril à 19h00
Le projet se déroulera jusqu’au 24 avril
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ПАСКАЛЬ ПЕЛЛАН
PAYSAGE(S)/INTERIEUR(S) — совместный проект Французского института в Санкт-Петербурге и галереи ЛЮДА. Для Французского института сотрудничество с российской галереей современного искусства — достаточно новый опыт. ЛЮДА тоже впервые устраивает подобный фестиваль. ЛЮДА дебютировала несколько лет назад как арт-пространство, где художникам предоставлялась максимальная свобода, в том числе от власти куратора. Здесь намеренно игнорировали рыночные рейтинги и навязываемые институциями формы подачи художественного произведения. С первых шагов эта галерея заявила о себе как нонконформистское сообщество, где искусство живет на свой лад, без советчиков и без лишних церемоний. По натуре своей «Люда» оказалась музой своенравной. Очень разное искусство было ей по душе: и ленинградский неоэкспрессионизм Анатолия Заславского, и сваренные из металлических прутьев графические объекты Анны Желудь, и картины-анекдоты Василия Голубева, и лихое видео Вероники Рудьевой-Рязанцевой. Кстати пришлась даже коллекция символов жизнелюбия и плодородия.
В этом сезоне ЛЮДА привозит в Петербург актуальное зарубежное искусство, которого нам по-прежнему недостает. Наш город все еще обособлен от международного художественного контекста. Ни «Манифеста», ни усилия отделов современного искусства в Эрмитаже и Русском музее на настоящий момент не восполнили недостаток информации о том, чем живет contemporary art в Европе или США. Та же французская арт-сцена последних лет, как это ни удивительно, для нас terra incognita. Французский институт и независимая галерея сообща наверстывают упущенное. Апрельский фестиваль современного французского искусства — гвоздь программы нынешнего сезона ЛЮДА Ничего подобного у нас давно не было.
Проект построен как трехчастный work in progress. В течение апреля в Петербург на полторы недели приедут по очереди три художника, чтобы, вдохновляясь местной художественной жизнью, сделать выставки in situ. «Люда» в течение месяца будет мастерской, в которой они смогут представить свои впечатления от петербургского арт-ландшафта, сообща строя в галерее пространство коллективного опыта пребывания в городе, внешне так похожем на европейский, но по существу своему, конечно, живущем на самый что ни на есть русский манер.
PAYSAGE(S)/INTERIEUR(S) — это три разных подхода к пейзажу как традиционному жанру, существующему в современном искусстве на границе разных эстетических языков и технологий. Саунд-художник Паскаль Пеллан, разрабатывающий новое звуковое письмо, экспериментируя с перформативными практиками и театром вещей, откроет проект аудиоинсталляцией с элементами хэппенинга. Дидье Марсель, известный своими объектами, инсценирующими элементы классического и постиндустриального пейзажа, создаст ландшафтную инсталляцию по мотивам русской пейзажной живописи. Элизабет Сен-Жам, работающая в жанре абстрактного рисунка, постсюрреалистского объекта и перформанса, выполнит в пространстве галереи монументальные графические росписи.
Каждая из этих вариаций на тему классического пейзажа подытожит индивидуальный опыт гостей фестиваля, открывающих для себя иной, нежели европейский, культурный контекст, в независимом петербургском арт-пространстве. Творчество здесь означает прежде всего готовность разделять эстетические идеи и идеологические ценности, не совпадающие с твоими собственными взглядами, т. е. готовность испытать пределы своей свободы. Каждый из трех художников расскажет о своем путешествии в Петербург и знакомстве с местной арт-сценой на свой лад, приглашая нас приобщиться к современной французской художественной жизни, которая станет для нас этой весной ближе и понятнее.
Станислав Савицкий
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ДИДЬЕ МАРСЕЛЬ
Часть 2. Контуры пейзажа.
Паскаль Пеллан начал с белого листа. С оттенков белого. Прямоугольник пожелтевшей от времени кальки едва читался на белой стене галереи. Светло-серые пластиковые ленты, закрепленные по верхнему слою кальки, развевались на сквозняке от вентилятора. Обычно такими лентами завешивают окна где-нибудь на побережье под Периньяном. Под шебуршание пластиковых штор Пеллан с коллегами из Музея звука Сергеем Филатовым и Борисом Шершенковым сочинили петербургско-средиземноморский звуковой пейзаж. Десятиминутная зарисовка, которой открылся фестиваль современного французского искусства в «Люде», подытожила впечатления саунд-артиста от знакомства с городом, поразившем его повсеместностью шумов и звуков. Петербург не знает тишины, порождая, как и многие мегаполисы, звуковой фон без пауз и зазоров. Места, где фон исчезает, наперечет. Пеллан нашел один такой тихий уголок на пляже у Петропавловки, среди загорающих в погожий апрельский денек.
Звуковой ландшафт Пеллана был исполнен с помощью простых вещей: кальки, булыжника, молотка и пилы. Они звучали отчетливо, сдержанно, лаконично и выразительно. Грубыми эти заурядные предметы кажутся визуально, акустически же они предстали изящной инвенцией о поэзии, сокрытой в неприглядных вещах. Французский художник приручил их со стильной простотой, наметив контуры пейзажа для следующего проекта.
Дидье Марсель аранжирует минималистский ландшафт Пеллана, построенный на оттенках белого, вкраплениями черного. Вещная конкретика мира разыгрывается им как одна из мнимостей, присущих современному искусству per se. Контраст черного и белого в понимании Марселя — не оппозиция, не борьба противоположностей и не единство, объемлющее полноту бытия. Его инсталляция в «Люде» демонстрирует произвольность смыслов, вкладываемых в черное и белое как в символы конца, начала, цельности, пустоты, вечного продолжения или вечного возвращения.
Таков современный пейзаж. Он не репрезентирует природу или реализмы в их многочисленных формациях. Современный пейзаж свидетельствует о разнообразных возможностях создавать образы ландшафта вслед за Пуссеном, Ватто, Теодором Руссо, Сезанном, Ван Гогом, Браком, Эрнстом, Поллоком, Бойсом или другими классиками жанра. Марсель, начавший карьеру современного художника в Институте исследований пластического искусства, который был организован в 80-е с легкой руки Понтуса Хультена, анализирует традицию как постмодернист, рекомбинируя ее составляющие и пересматривая границы между ними. Славу художнику принесли в конце нулевых и начале десятых инсталляции с муляжами жирной пашни, экспонировавшимися как картины, а также проекты со строительными объектами из постиндустриальных буферных зон.
Пейзаж сегодня возможен как расподобление пейзажа. Инсталляция Марселя в «Люде» как раз об этом. Как мы истолковываем игру черных мазков на белой ткани, продублированную узором березовых поленьев: как абстракционистскую метаморфозу черного и белого или как встречу до боли знакомой березоньки со шкурой долматинца в классическом сюрреалистском вкусе? Или же перед нами ироничное воспроизведение мотивов русской пейзажной живописи, где на каждую березку найдется свой грязный талый сугроб? Или же перед нами современный пейзаж как таковой? Ответ на эти вопросы отложим до третьей части фестиваля — проекта Элизабет Сен-Жальм.
Станислав Савицкий
Фото - Михаил Григорьев
Часть 3. Метаморфозы пейзажа
Третья, заключительная метаморфоза пейзажа подытожит размышления Паскаля Пеллана и Дидье Марселя о ландшафте как пространстве претворения опыта, переосмысляющего жанровые конвенции и культурные стереотипы. Элизабет Сен-Жальм дополнит изящную минималистскую инвенцию и уютную инсталляцию, овеществляющую репрезентации природы в русском искусстве, перформансом. Это будет инсценировка пейзажа как работы воображения, где ключевым сюжетом становится проблема реализма. В данном случае реализм – это множественность реалистических доктрин и школ, порождающая новые и новые альтернативные реализмы.
Искусство XIX-XX вв. неоднократно переформулировало проблему взаимоотношений действительности и эстетического. Модернистские художники переизобретали реализм, всякий раз отстаивая уникальность собственного опыта. Социальный реализм Курбе и Шамфлери, который взяло на вооружение советское искусство, настаивавший на субъективности впечатления и испытавший влияние оптических технологий импрессионизм или же провозгласивший идею тотальности психического сюрреализм, — это лишь несколько разрозненных примеров.
Элизабет Сен-Жальм после стольких радикальных инноваций не претендует изобрести нечто доселе невиданное. Ее проект — эксперимент с пространством воображаемого, онирическая фантазия. Фантазия причудливая и явственная как радикальный акционистский жест, разворачивающий художественное событие в реальном времени.
Элизабет Сен-Жальм — один из самых лиричных художников-акционистов наших дней. Искусство для нее — опыт не политический, но поэтический. При этом ее творчество не ограничивается хэппенингами и перформансами в духе Флуксуса, которым она со студенчества увлекается. Элизабет Сен-Жальм работает как график, видео-артист, скульптор и художник по костюмам. Придуманное ею странное существо Митси не первый год путешествует по фестивалям и арт-резиденциям. Еще одна сфера ее интересов — современный танец и экспериментальный театр. Объединяет же столь разные жанры и виды искусств стихия лирического акционизма. Эта творческая энергия черпается в опыте тотального художественного проживания, в испытании искусства жизнью, не облеченной в эстетические или интеллектуальные формы.
Подобное искусство возможно как событие, исчерпывающее здесь и сейчас посредством акции. Художник ищет в своей работе абсолютный случай, отказываясь от продуманности и выстроенности замысла. Зритель ожидает непредсказуемого. Заведомое неведение — одно из условий существования этой формы искусства жизни. Тем интереснее увидеть пейзаж, который будет создан Элизабет Сен-Жальм на заключительном вернисаже фестиваля.
Станислав Савицкий
Фото – Михаил Григорьев
April 2016 http://galleryluda.com/
ФРАНЦУЗСКИЙ ПРОЕКТ В ГАЛЕРЕЕ ЛЮДА
5 — 24 АПРЕЛЯ / APRIL 5 –24
Fullscreen
Галерея ЛЮДА совместно с Французским институтом в Санкт-Петербурге представляет выставочный проект «ПЕЙЗАЖ(И) / ВНУТРИ». Это коллективная выставка независимых французских художников, которая будет формироваться в течение месяца и сопровождаться тремя открытиями.
Проект родился из желания кураторов галереи ЛЮДА показать в Санкт-Петербурге независимую сцену французской художественной жизни, представить художников, созвучных выставочной стратегии галереи.
Вместе с куратором проекта Станиславом Савицким был определен формат выставки «ПЕЙЗАЖ(И) / ВНУТРИ»: она будет длиться почти месяц, и в ней примут участие три художника.
Первым в Петербург приедет Паскаль Пеллан. Его артистический жест разовьют два других художника, каждый из которых будет работать в ЛЮДЕ в течение недели. Таким образом, ритм выставки задаётся тремя вернисажами.
13 апреля свою инсталляцию покажет Дидье Марсель – второй участник французского проекта. Для своей работы художник снимает мерки с самой природы. Будь то отпечатки живого мира или царства минералов, выбор его всегда продиктован очень личным отношением к банальному, обычному, к тому, что растворяется в пейзаже.
Его практика заключается в метонимическом отражении природы, которая воспринимается нами всегда a posteriori, в уже заданной кем-то до нас сценографии. Природы, в которой становится почти невозможным отличить истинное от искусственного. Художник выбирает фрагменты пейзажа, искусственно их воспроизводит и помещает в рафинированную архитектуру музея.
20 апреля состоится последнее открытие – в этот день зрители смогут увидеть работу Элизабет Сен-Жальм и предыдущих участников проекта.
Элизабет Сен-Жальм сочетает концептуальное искусство и элементы поп-арта, научной фантастики и графической литературы. В центре её интересов — процессы и метаморфозы. С помощью рисунков, скульптур и перформансов она исследует природу изменений, пространство “между”, преодоление завершенности формы и изменение состояний. Художница помещает публику в центр своих инсталляций, приглашая её к активному участию и осмыслению.
Тема выставки, обозначенная в её названии, отсылает к важности пейзажа в истории искусства. Она также позволяет объединить художников, которые — каждый по-своему — считают эту тему краеугольным камнем своего творческого метода. Слово «Внутри» в названии касается как характеристик самого выставочного пространства, так и ментального, интимного восприятия пейзажа.
Особенность выставки состоит в уникальном опыте, который предлагается пережить художникам и зрителям: быть автором и свидетелем всё новых метаморфоз проекта.
Куратор — Станислав Савицкий
Вернисажи:
Паскаль Пеллан — 5 апреля, 19:00
Дидье Марсель — среда 13 апреля, 19:00
Элизабет Сан-Жальм — среда 20 апреля, 19:00
Проект продлится до 24 апреля
/ PROJET FRANÇAIS A LA GALERIE LUDA
du 5 au 24 avril 2016
La galerie LUDA avec le soutien de l’Institut français à Saint-Pétersbourg présente présente « Paysage(s)/intérieur(s) », exposition évolutive réunissant trois artistes contemporains français, qui se développera pendant un mois et sera marquée par trois vernissages. Le premier aura lieu mardi 5 avril où les spectateurs auront l’occasion de voir le travail de Pascal Pellan.
Le projet est né du désir de donner à voir à Saint-Pétersbourg la scène indépendante française : faire découvrir et rencontrer des artistes qui cherchent, produisent et présentent leur travail dans des lieux et dans un état d’esprit proche de celui qu’anime la galerie Luda.
Avec la complicité de Stanislas Stavitsky, un format et un processus ont été retenu : inviter sur un mois trois artistes.
Le premier geste sera proposé par Pascal Pellan puis chaque semaine un artiste passera quelques jours à Saint-Pétersbourg et complètera la proposition. Trois vernissages ponctuent le projet.
Le titre renvoie bien sûr à l’importance du thème du paysage dans l’histoire de l’art. Il permet également de fédérer des artistes qui ont de manière très différentes fait de cette notion une pierre angulaire de leur démarche. L’apposition de la notion d’ « intérieur » renvoie aussi bien à la particularité du lieu d’exposition lui même, qu’au caractère mental et intime que peut aussi avoir le paysage.
La singularité du projet réside également dans le caractère unique de l’expérience proposée aux artistes et aux spectateurs ; être acteur et témoin d’un projet en constante métamorphose.
Commissaire de l’exposition : Stanislav Savitski
L’inauguration aura lieu mardi 5 avril à 19h00
Vernissages :
Pascal Pellan, mardi 5 avril à 19h00
Didier Marcel, mercredi 13 avril à 19h00
Elizabeth Saint-Jalmes, mercredi 20 avril à 19h00
Le projet se déroulera jusqu’au 24 avril
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ПАСКАЛЬ ПЕЛЛАН
PAYSAGE(S)/INTERIEUR(S) — совместный проект Французского института в Санкт-Петербурге и галереи ЛЮДА. Для Французского института сотрудничество с российской галереей современного искусства — достаточно новый опыт. ЛЮДА тоже впервые устраивает подобный фестиваль. ЛЮДА дебютировала несколько лет назад как арт-пространство, где художникам предоставлялась максимальная свобода, в том числе от власти куратора. Здесь намеренно игнорировали рыночные рейтинги и навязываемые институциями формы подачи художественного произведения. С первых шагов эта галерея заявила о себе как нонконформистское сообщество, где искусство живет на свой лад, без советчиков и без лишних церемоний. По натуре своей «Люда» оказалась музой своенравной. Очень разное искусство было ей по душе: и ленинградский неоэкспрессионизм Анатолия Заславского, и сваренные из металлических прутьев графические объекты Анны Желудь, и картины-анекдоты Василия Голубева, и лихое видео Вероники Рудьевой-Рязанцевой. Кстати пришлась даже коллекция символов жизнелюбия и плодородия.
В этом сезоне ЛЮДА привозит в Петербург актуальное зарубежное искусство, которого нам по-прежнему недостает. Наш город все еще обособлен от международного художественного контекста. Ни «Манифеста», ни усилия отделов современного искусства в Эрмитаже и Русском музее на настоящий момент не восполнили недостаток информации о том, чем живет contemporary art в Европе или США. Та же французская арт-сцена последних лет, как это ни удивительно, для нас terra incognita. Французский институт и независимая галерея сообща наверстывают упущенное. Апрельский фестиваль современного французского искусства — гвоздь программы нынешнего сезона ЛЮДА Ничего подобного у нас давно не было.
Проект построен как трехчастный work in progress. В течение апреля в Петербург на полторы недели приедут по очереди три художника, чтобы, вдохновляясь местной художественной жизнью, сделать выставки in situ. «Люда» в течение месяца будет мастерской, в которой они смогут представить свои впечатления от петербургского арт-ландшафта, сообща строя в галерее пространство коллективного опыта пребывания в городе, внешне так похожем на европейский, но по существу своему, конечно, живущем на самый что ни на есть русский манер.
PAYSAGE(S)/INTERIEUR(S) — это три разных подхода к пейзажу как традиционному жанру, существующему в современном искусстве на границе разных эстетических языков и технологий. Саунд-художник Паскаль Пеллан, разрабатывающий новое звуковое письмо, экспериментируя с перформативными практиками и театром вещей, откроет проект аудиоинсталляцией с элементами хэппенинга. Дидье Марсель, известный своими объектами, инсценирующими элементы классического и постиндустриального пейзажа, создаст ландшафтную инсталляцию по мотивам русской пейзажной живописи. Элизабет Сен-Жам, работающая в жанре абстрактного рисунка, постсюрреалистского объекта и перформанса, выполнит в пространстве галереи монументальные графические росписи.
Каждая из этих вариаций на тему классического пейзажа подытожит индивидуальный опыт гостей фестиваля, открывающих для себя иной, нежели европейский, культурный контекст, в независимом петербургском арт-пространстве. Творчество здесь означает прежде всего готовность разделять эстетические идеи и идеологические ценности, не совпадающие с твоими собственными взглядами, т. е. готовность испытать пределы своей свободы. Каждый из трех художников расскажет о своем путешествии в Петербург и знакомстве с местной арт-сценой на свой лад, приглашая нас приобщиться к современной французской художественной жизни, которая станет для нас этой весной ближе и понятнее.
Станислав Савицкий
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ДИДЬЕ МАРСЕЛЬ
Часть 2. Контуры пейзажа.
Паскаль Пеллан начал с белого листа. С оттенков белого. Прямоугольник пожелтевшей от времени кальки едва читался на белой стене галереи. Светло-серые пластиковые ленты, закрепленные по верхнему слою кальки, развевались на сквозняке от вентилятора. Обычно такими лентами завешивают окна где-нибудь на побережье под Периньяном. Под шебуршание пластиковых штор Пеллан с коллегами из Музея звука Сергеем Филатовым и Борисом Шершенковым сочинили петербургско-средиземноморский звуковой пейзаж. Десятиминутная зарисовка, которой открылся фестиваль современного французского искусства в «Люде», подытожила впечатления саунд-артиста от знакомства с городом, поразившем его повсеместностью шумов и звуков. Петербург не знает тишины, порождая, как и многие мегаполисы, звуковой фон без пауз и зазоров. Места, где фон исчезает, наперечет. Пеллан нашел один такой тихий уголок на пляже у Петропавловки, среди загорающих в погожий апрельский денек.
Звуковой ландшафт Пеллана был исполнен с помощью простых вещей: кальки, булыжника, молотка и пилы. Они звучали отчетливо, сдержанно, лаконично и выразительно. Грубыми эти заурядные предметы кажутся визуально, акустически же они предстали изящной инвенцией о поэзии, сокрытой в неприглядных вещах. Французский художник приручил их со стильной простотой, наметив контуры пейзажа для следующего проекта.
Дидье Марсель аранжирует минималистский ландшафт Пеллана, построенный на оттенках белого, вкраплениями черного. Вещная конкретика мира разыгрывается им как одна из мнимостей, присущих современному искусству per se. Контраст черного и белого в понимании Марселя — не оппозиция, не борьба противоположностей и не единство, объемлющее полноту бытия. Его инсталляция в «Люде» демонстрирует произвольность смыслов, вкладываемых в черное и белое как в символы конца, начала, цельности, пустоты, вечного продолжения или вечного возвращения.
Таков современный пейзаж. Он не репрезентирует природу или реализмы в их многочисленных формациях. Современный пейзаж свидетельствует о разнообразных возможностях создавать образы ландшафта вслед за Пуссеном, Ватто, Теодором Руссо, Сезанном, Ван Гогом, Браком, Эрнстом, Поллоком, Бойсом или другими классиками жанра. Марсель, начавший карьеру современного художника в Институте исследований пластического искусства, который был организован в 80-е с легкой руки Понтуса Хультена, анализирует традицию как постмодернист, рекомбинируя ее составляющие и пересматривая границы между ними. Славу художнику принесли в конце нулевых и начале десятых инсталляции с муляжами жирной пашни, экспонировавшимися как картины, а также проекты со строительными объектами из постиндустриальных буферных зон.
Пейзаж сегодня возможен как расподобление пейзажа. Инсталляция Марселя в «Люде» как раз об этом. Как мы истолковываем игру черных мазков на белой ткани, продублированную узором березовых поленьев: как абстракционистскую метаморфозу черного и белого или как встречу до боли знакомой березоньки со шкурой долматинца в классическом сюрреалистском вкусе? Или же перед нами ироничное воспроизведение мотивов русской пейзажной живописи, где на каждую березку найдется свой грязный талый сугроб? Или же перед нами современный пейзаж как таковой? Ответ на эти вопросы отложим до третьей части фестиваля — проекта Элизабет Сен-Жальм.
Станислав Савицкий
Фото - Михаил Григорьев
Часть 3. Метаморфозы пейзажа
Третья, заключительная метаморфоза пейзажа подытожит размышления Паскаля Пеллана и Дидье Марселя о ландшафте как пространстве претворения опыта, переосмысляющего жанровые конвенции и культурные стереотипы. Элизабет Сен-Жальм дополнит изящную минималистскую инвенцию и уютную инсталляцию, овеществляющую репрезентации природы в русском искусстве, перформансом. Это будет инсценировка пейзажа как работы воображения, где ключевым сюжетом становится проблема реализма. В данном случае реализм – это множественность реалистических доктрин и школ, порождающая новые и новые альтернативные реализмы.
Искусство XIX-XX вв. неоднократно переформулировало проблему взаимоотношений действительности и эстетического. Модернистские художники переизобретали реализм, всякий раз отстаивая уникальность собственного опыта. Социальный реализм Курбе и Шамфлери, который взяло на вооружение советское искусство, настаивавший на субъективности впечатления и испытавший влияние оптических технологий импрессионизм или же провозгласивший идею тотальности психического сюрреализм, — это лишь несколько разрозненных примеров.
Элизабет Сен-Жальм после стольких радикальных инноваций не претендует изобрести нечто доселе невиданное. Ее проект — эксперимент с пространством воображаемого, онирическая фантазия. Фантазия причудливая и явственная как радикальный акционистский жест, разворачивающий художественное событие в реальном времени.
Элизабет Сен-Жальм — один из самых лиричных художников-акционистов наших дней. Искусство для нее — опыт не политический, но поэтический. При этом ее творчество не ограничивается хэппенингами и перформансами в духе Флуксуса, которым она со студенчества увлекается. Элизабет Сен-Жальм работает как график, видео-артист, скульптор и художник по костюмам. Придуманное ею странное существо Митси не первый год путешествует по фестивалям и арт-резиденциям. Еще одна сфера ее интересов — современный танец и экспериментальный театр. Объединяет же столь разные жанры и виды искусств стихия лирического акционизма. Эта творческая энергия черпается в опыте тотального художественного проживания, в испытании искусства жизнью, не облеченной в эстетические или интеллектуальные формы.
Подобное искусство возможно как событие, исчерпывающее здесь и сейчас посредством акции. Художник ищет в своей работе абсолютный случай, отказываясь от продуманности и выстроенности замысла. Зритель ожидает непредсказуемого. Заведомое неведение — одно из условий существования этой формы искусства жизни. Тем интереснее увидеть пейзаж, который будет создан Элизабет Сен-Жальм на заключительном вернисаже фестиваля.
Станислав Савицкий
Фото – Михаил Григорьев
April 2016 http://galleryluda.com/
Похожие темы
» Французский канатоходец погиб во время отработки трюка
» Петербургские журналисты создали проект, рассказывающий о выживании бездомных в городе
» Петербургские журналисты создали проект, рассказывающий о выживании бездомных в городе
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения